Удивительный мир Meissen®


В Саксонии, недалеко от Дрездена, на берегу Эльбы, среди удивительной природы, лугов и виноградников расположен один из древнейших городов Германии — Мейсен. Старинные улочки, оживленные площади, дома, видавшие не один век, с магазинами, кафе и винными погребками. Древний Мейсен заставляет забыть о течении времени и манит задержаться тут подольше. Множество туристов приезжают сюда со всего мира, чтобы познакомиться с историческими достопримечательностями этого городка, основанного более тысячи лет тому назад и прославившегося своим знаменитым фарфором. Мы приглашаем совершить путешествие в город именитого фарфора и вина!

История Мейсена началась в 929 году, когда король Генрих I Птицелов приказал построить на лесистом холме возле Эльбы крепость Мисни. Это было первое немецкое поселение в местах, населенных славянскими племенами восточнее рек Эльбы и Заале. Крепость располагалась на окраине плодородного района, который уже несколько веков населяли лужицкие сербы.

На подъезде к городу виден возвышающийся на вершине холма великолепный архитектурный ансамбль — замок-дворец Альбрехтсбург и готический кафедральный собор XIII века. Альбрехтсбург издали похож на другие немецкие замки — угрюмые крепости, и лишь вблизи можно заметить, что у него нет ни подвесных мостов на толстых цепях, ни окованных дубовых ворот, прострелить которые не под силу даже пушке. Замок имеет изящный парадный вход, вместо окон-бойниц — широкие окна с ажурными деревянными переплетами… Удивительно гармоничны стрельчатые своды, возведенные в стиле поздней готики. В замке с 1881 года работает городской музей. Восхитительные фрески, созданные в конце XIX века, изображают картины из исторического прошлого Саксонии. Не оставит равнодушными и богатейшая коллекция деревянной скульптуры средневековой эпохи. В настоящее время замок-музей живет активной общественной жизнью. Здесь проходят праздники, концерты, исторические чтения.

В главном соборе города находится великолепный алтарь, выполненный талантливым художником Лукасом Кранахом Старшим. Колокол собора, отлитый в 1828 году Отто Шиллингом по эскизам художника из Мейсена, профессора Пауля Бернера, является образцом высочайшего мастерства. Колокол украшен барельефами, отображающими сцены из «Откровения Иоанна Богослова». Строительство собора было начато в 1250 году. Его украшением являются три ажурные башни, и что интересно — строительство восточной башни было завершено в XIV-XV веках, а две западные башни были достроены только в начале ХХ века. Мейсенский собор очень любил Гёте, называя его «самым готическим» собором Германии.

Очень интересно здание на Рыночной площади Мейсена — Ратуша (XV в.), расположенная рядом с прекрасно отреставрированными домами горожан периода эпох Возрождения, барокко и готики. Мейсенская ратуша считается старейшей в Саксонии. В 2001 году была закончена ее полная наружная реставрация. На Рыночной площади также находится Суконный дом постройки XVI века. В нем есть исторический винный погребок Финсенса Рихтера — один из любимых ресторанов этого региона. Заведение привлекает большой коллекцией оружия, антиквариата и старинных изделий из мейсенского фарфора. Посетителей в погребке угощают блюдами кухни саксонского королевского двора.

Гуляя по городу, вы можете услышать удивительный звук — это звонят фарфоровые колокола старинной церкви Богородицы. Эти колокола новые, а первые были изготовлены на Мейсенской мануфактуре в 1929 году в честь 1000-летнего юбилея города. Это были первые в мире фарфоровые колокола, прослужившие вплоть до 2002 года. Затем их заменили 37 новыми, которые 6 раз в день вызванивают 6 мелодий. Особенное очарование городу придает его старая часть — квартал Фрайхайт, который находится на вершине горы, где в Средние века проживали знать и духовенство Мейсена. Здесь же была построена кирха Святой Афры — самая первая церковь города.

Кроме историко-архитектурных памятников и фарфора, горожане гордятся своим высококачественным сухим вином, которое производится из винограда с плантаций, окружающих город. Гурманам также будет чем насладиться в Мейсене. Помимо традиционных блюд саксонской кухни, мейсенского вина и немецкого пива, вы сможете узнать, что такое мейсенский фуммель, попробовав его в одной из кондитерских в Старом городе. По легенде, практические невесомое лакомство из тонкого теста и воздуха было придумано пекарями по личному указанию саксонского короля, недовольного качеством работы гонцов. Эти государственные служащие во время своих заданий так воодушевлялись мейсенским вином, что забывали о целях своих миссий. Доставить хрупкую выпечку из Мейсена в Дрезден мог только абсолютно трезвый гонец, что быстро решило проблему пьянства среди сотрудников курьерской службы, и фуммелю даже установили памятник.

И, конечно, одним из главных исторических объектов Мейсена является первая европейская фарфоровая мануфактура. Ее история так же интересна, как и история самого города.

В начале XIII века из Китая в королевские дворы Европы был привезен очень дорогой фарфор. Первые попытки европейцев подражать китайским мастерам в производстве фарфора пришлись на вторую половину XV века, когда итальянские мастера попробовали изготовить первую фарфоровую массу и сделать из нее посуду. Попытки оказались неудачны. Европейцы еще не одно столетие ломали голову над изготовлением фарфора, так как знали ему истинную цену. Прогресс произошел в Германии при дворе саксонского императора Августа I, который был страстным коллекционером фарфора. Известна история, когда в 1717 году Август Сильный обменял полк из 600 саксонских драгунов на 152 предмета восточного фарфора.

В 1675-1700 годах поисками секрета состава китайской фарфоровой массы занимался физик и математик, член французской академии наук Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз. В 1704 году началась его совместная работа с аптекарем и алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером, утверждавшим, что ему известен секрет философского камня, с помощью которого он может добывать золото из камней. Бёттгер содержался в качестве привилегированного узника в замке Альбрехтсбург для получения золота, необходимого для пополнения опустошенной казны. Золото ему создать так и не удалось, но содружество двух ученых не было напрасным. В 1709-м они обнаружили целые залежи каолина — именно эта находка помогла произвести настоящий белый твердый фарфор. Каолин для мануфактуры и сейчас добывают на шахте в местечке Зейлиц, недалеко от Мейсена. Это самое маленькое горнопромышленное предприятие Европы. Там работают всего два человека, но они обеспечивают сырьем всю мейсенскую мануфактуру. Так в 1710 году появился мейсенский фарфор, который начал производиться в Альбрехтсбурге. На территории замка была создана фарфоровая мануфактура, просуществовавшая там больше 150 лет. И только в 1864-м расширившаяся фабрика была переведена на окраину Мейсена, древний замок был отреставрирован и, как уже упоминалось, в 1881 году в нем был открыт музей.

Секретность окружала мейсенский фарфор с момента создания первых образцов. Рецепт глазури и формула фарфора были известны ограниченному кругу людей, каждый из которых знал только одну часть рецепта. Каждый работник был знаком только со своей частью процесса создания фарфора. Но, несмотря на меры предосторожности, в Пруссию с небольшим количеством красной керамики сбежал ассистент Бёттгера, открывший там керамическую мануфактуру. В 1719 году одного из хранителей секрета фарфора Самуила Штольцеля переманили в Вену. Вернули его обратно лишь шпионы Августа Сильного, предложившие ему жизнь в обмен на возвращение в Мейсен на работу. Через год Штольцель вернулся в Мейсен, и не один, а вместе с известным химиком, технологом и художником Иоганном Грегориусом Герольдтом, который затем до 1765 года руководил фабрикой. При нем мейсенское производство стало производить фарфор на продажу, и среди покупателей появилось много монарших особ из других государств. Расширился и ассортимент: кроме сервизов, столовой посуды и ваз, фарфоровая мануфактура предлагала роскошные туалетные приборы, часы, фигурки и скульптуры, табакерки, бонбоньерки, письменные приборы, трубки для курения. Именно Герольдт разработал около 10 000 светящихся, превращающихся в стекло пигментов — они до сих пор используются при росписи фарфора Meissen. Краски, сделанные 300 лет назад, не потускнели: они такие же яркие и живые, как и на только что созданных вазах, чашках и сервизах, на которых скрестились голубые саксонские мечи — товарный знак мануфактуры.

В первые годы существования фабрики на изделия ставили имитации китайских марок: «жезл Меркурия», к которому добавлялось подобие хвоста бумажного змея. Также в качестве марки выступали монограммы Августа Сильного, королей Фридриха Августа II и Августа Саксонского. Главной же маркой стали знаменитые скрещенные мечи. Еще в начале существования мейсенской мануфактуры ее смотритель Иоганн Мельхиор Штайнбрюк осознал необходимость защиты мейсенского фарфора от подделок и имитаций. 8 ноября 1722 года он предложил использовать подглазурное клеймо в виде скрещенных кобальтовых мечей в качестве отличительной отметки мейсенского фарфора. Знак наносится на каждое фарфоровое изделие, это самая старая и наиболее долго используемая торговая марка. Для защиты от подделок мечи включают и в состав узоров для росписи. Для защиты от подделок клеймо постоянно меняли, добавляя туда и другие символы — точки, черточки и т. д. Поэтому по виду клейма можно достаточно точно определить время создания изделия. Проследить, как менялся вид клейма, можно на панно из мейсенского фарфора, украшающем фасад здания, где сейчас находятся выставочный зал и демонстрационные мастерские. Сегодня продукция компании Мейсен по-прежнему маркируется клеймом в виде скрещенных мечей. Их наносят, как и много лет назад, вручную кобальтовой краской.

В истории Мейсенской мануфактуры были и взлеты, и падения, но она выстояла и достигла небывалых высот. Расцвет прославленной мейсенской пластики относится к середине XVIII века и связан с именем выдающегося скульптора И. И. Кендлера, в течение нескольких десятилетий руководившего скульптурной мастерской и создавшего огромное количество фигур и групп небольшого размера, положивших начало новому виду декоративно-прикладного искусства — мелкой фарфоровой пластике. Кендлер изготовил форму декоративной вазы уникального вида, всю облепленную мелкими фарфоровыми цветками калины — декор «буль-де-неж». Вазы «буль-де-неж» были очень трудоемкими (каждый цветочек лепился вручную и после обжига расписывался) и стоили дорого, они служили дипломатическими подарками и охотно заказывались богатыми людьми для украшения своих дворцов.

В конце XVIII века в Европе входит в моду бисквитный неглазурованный фарфор. Похожие на античный мрамор фарфоровые скульптуры для покупателей были предпочтительнее расписной скульптуры Мейсена. Хотя сменивший Кендлера скульптор Асье (прадедушка великого русского композитора П. И. Чайковского) и его последователи тоже делали бисквитные мифологические скульптуры, положение это не улучшило. Из-за финансового кризиса в 1810 году предприятие было на грани закрытия, но катастрофы удалось избежать. В первые годы XX века характер ручной росписи фарфора в Мейсене стал выразителем нового немецкого «югендстиля». Братья Хеншель создали сервиз с так называемым крылатым узором, ставший очень популярным среди европейской аристократии и буржуазии как знак нового времени. Мейсенская мануфактура снова оказалась в числе признанных новаторов. Продукция Мейсен во всем мире признана эталоном фарфорового производства. Особый каолин, добываемый в собственной шахте, строгий контроль качества, высочайший профессионализм мастеров делают фарфор Meissen настоящим произведением искусства.

На всемирно известной фирме и сейчас производятся великолепные сервизы, статуэтки, дизайнерские, эксклюзивные произведения из фарфора. В 2002 году на вокзале Dresden-Neustadt была открыта вторая в мире по площади (после «Княжеской процессии») фреска из фарфора — «Самые красивые замки, дворцы и сады Саксонии» площадью 90 кв. м. Медаль 2013 года из мейсенского фарфора посвящена 100-летнему юбилею фигурок на тему Русского балета Сергея Дягилева и демонстрирует связь мейсенского фарфора с русской тематикой. По некоторым данным, в 1770-м в Россию было ввезено 40% всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре Meissen даже были выделены специальные дни для производства товара для России. Из-за необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века существовали постоянные склады мейсенского фарфора.

В 1916 году был создан Музей MEISSEN® Art, а в 2005 году дополнен новым центром для посетителей. Ежегодно музей принимает около 280 000 человек. Интересный факт: в 1945 году оборудование Мейсенской мануфактуры было демонтировано, предприятие было переименовано в советское «Цемент АО», а коллекции фарфора из выставочного зала вывезены в Советский Союз. В 1960-м, в год 250-летнего юбилея, коллекция фарфора вернулась из СССР, и снова был открыт выставочный зал. Экспозиция музея — единственная в мире, отражающая последовательно и наиболее полно важнейшие художественные тенденции мейсенского фарфора с 1710 года до сегодняшнего дня. Из огромного числа имеющихся в запаснике мануфактуры моделей было отобрано около 2000 экспонатов. Их спектр необыкновенно разнообразен, начиная с наперстка и заканчивая украшением в 3,5 м высотой, созданным в 1749 году для королевского стола при дворе Августа Третьего. Здесь же находится настоящий орган (2000 г.), трубы которого изготовлены из фарфора. В музее часто проводят концерты органной музыки. У посетителей есть возможность купить диск с записью этих концертов.

Два раза в год — в апреле и октябре — Мейсенская мануфактура приглашает всех желающих на день открытых дверей. В эти дни практически все помещения мануфактуры открыты с 9 до 16 часов (посетителей не допускают только к печам для обжига). В демонстрационных мастерских желающие могут увидеть все стадии процесса изготовления фарфора и понять, что делает Meissen таким уникальным. Экскурсия начинается с небольшого фильма об истории мануфактуры, используемых материалах и процессе производства. Далее гостям предлагается пройти в четыре зала, в каждом из которых можно увидеть определенный этап ручного изготовления фарфора — формовку, соединение деталей, покрытие глазурью и роспись. Каждое фарфоровое изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры несет в себе частичку тепла человеческих рук, это всегда шедевр — ведь изготовление одной фарфоровой статуэтки Meissen занимает около 1,5 месяца.

В бутике MEISSEN® представлен самый широкий ассортимент фарфора: лимитированные художественные изделия, предметы интерьера и внутренней отделки, ювелирные украшения и аксессуары. Желающие купить изделия со скидками найдут вещь по вкусу в расположенном рядом магазине распродаж Outlet. Пребывание в музее можно совместить и с гастрономическими удовольствиями. Кафе и ресторан приглашают вас отведать фирменные блюда, подаваемые в посуде из мейсенского фарфора!

В 2010 году Мейсенская мануфактура отметила свой 300-летний юбилей. К этой дате была выпущена специальная коллекция — переиздание самых ярких и ценных вещей. У юбилейных реплик лимитированный тираж — от 10 до 100 экземпляров. Фарфоровые изделия мануфактуры раскупаются на всемирных аукционах по исключительным ценам. На стоимость влияет и тот факт, что здесь не выпускается двух совершенно одинаковых предметов, на каждое из фарфоровых изделий влияет стиль росписи художника. Шедевры Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно увидеть в коллекциях известнейших музеев мира. Заказчиками этого элитного фарфора были Карл Фаберже, Екатерина II. Собственные коллекции мейсенского фарфора были у большинства аристократов и миллионеров. Сегодня в числе заказчиков — знаменитые богатейшие семьи России и Европы.

Сегодня, как и 300 лет назад, изделия под знаменитым клеймом фасонируются и расписываются вручную. Все изделия, когда-либо произведенные на мануфактуре, до сих пор официально числятся в производстве — общее их число превышает 175 000. Барокко, рококо, классицизм, неоклассицизм, бидермейер, импрессионизм, модерн, ар-деко — изделия Мейсенской мануфактуры можно найти в любом из этих художественных течений.

Но сегодняшний Мейсен — это много больше, чем раньше. Впервые после 100-летнего перерыва Мейсенская мануфактура вновь открыла двери независимым художникам, объединив их произведения под маркой MEISSEN® artCAMPUS. В 2012 году мануфактура Мейсен® успешно позиционировала себя в группе Luxus & Lifestyle. Немецкий концерн роскоши на сегодняшний день включает в себя несколько различных направлений — MEISSEN® ® Joaillerie, MEISSEN® ® Home ® и MEISSEN® ® FINE ART / artCAMPUS.

Читайте также:

Коста-Наварино — курорт экстра-класса

Коста-Наварино — курорт экстра-класса

Оставить отзыв
Коста-Наварино — курорт экстра-класса, уютно расположенный на живописном по...
Читать далее
Кимоно

Кимоно

Оставить отзыв
Готовясь к путешествию в Японию, я поняла, что могу охарактеризовать эту уд...
Читать далее
Нефритовая гора (Сент-Люсия)

Нефритовая гора (Сент-Люсия)

Оставить отзыв
В архитектуре и дизайне не редко используются для отделки полудрагоценные к...
Читать далее
Сан-Себастьян - МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖ В СТРАНЕ БАСКОВ

Сан-Себастьян - МАЛЕНЬКИЙ ПАРИЖ В СТРАНЕ БАСКОВ

Оставить отзыв
Так сложилось, что многие испанцы относятся к северной части своей страны с...
Читать далее
Оксана Сарайрех - Дельфины подняли меня над водой

Оксана Сарайрех - Дельфины подняли меня над водой

Оставить отзыв
Генеральный директор торгового дома Cardinal Оксана Сарайрех убеждена, что ...
Читать далее